Демократическое государство. Демократизм и авторитаризм

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все, же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Авторитаризм (от лат. auctoritas- полная власть, влияние, приказ) - это политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица или группы лиц, ограничением, сужением политических прав и свобод граждан и общественно-политических организаций, полномочий демократических институтов, их строгой регламентацией, бесспорным подчинением власти всех социальных структур. Опираясь на армию и карательные органы, авторитарный режим практически устраняет легальные демократические средства и формы управления социальной жизнью, не стремится к преодолению кризисных ситуаций, заменяя их репрессиями и самоуправством. В отличие от тоталитарного режима здесь не исключаются отдельные элементы демократизма: выборы, борьба политических партий в парламенте. Некоторые ученые считают, что авторитарные режимы закономерны в условиях слома старых социальных структур, в процессе перехода от традиционного состояния общества к индустриальному развитию, так как при этом силы неизбежно поляризуются. В условиях авторитаризма должны формироваться гражданское общество, уважительное отношение к власти и закону.

Но все-таки способность буржуазного авторитаризма изменить социальную структуру уступает соответствующей способности истинно тоталитарных (коммунистических и фашистских) государств. Различают четыре фактора, обусловливающие крах авторитаризма:

− реализация того, что вело к установлению авторитаризма;

− потеря режимом законности;

− конфликт внутри правящего блока;

− внешнеполитическое давление.

Демократия является одним из самых востребованных политических феноменов, изучению которого посвятили свою научную деятельность многие ученые - политологи, социологи, философы, культурологи, психологи, экономисты и др. Популярность демократического государственного устройства во второй половине ХХ века привела к появлению многочисленной научной литературы по данной тематике, различающейся между собой подходами, методами, трактовками.

В конце ХХ века сформировалось такое направление политологических исследований как транзитология, предметом исследования которой стали проблемы демократизации. Различные позиции в основном западных транзитологов (О`Доннелла, Т.Карл, Д.Растоу, С.Хантингтона, Ф.Шмиттера, Л.Пая, Х.Линца, А.Степана и других) объединяет модель «демократического транзита» или «поставторитарного перехода». Западная «транзитология» имеет два измерения: первое, которое изучает «переходный период» и связано с понятием transition, и второе, которое рассматривает модель переходного периода, т.е. трансформацию политического режима - transformation. Среди исследователей наблюдаются значительные расхождения во взглядах на функционирование этой модели и составляющих ее элементов.

В политической науке существует много других методов, содержащих установки и критерии на определенное понимание и интерпретацию демократии. Следует отметить работы институционалистов Д.Норта, С.Хантингтона, Х.Линца, В.Меркель, А.Круассана, Д.Горовица, а также В.Ачкасова, С.Патрушева, Б.Грызлова, П.Панова.

Исторический метод, рассматривающий изучаемый объект как целостную систему, прошедшую различные этапы своего развития, исходит из смены этих этапов в силу объективных закономерностей. В рамках исторического подхода работали и работают А.Ковлер, И.Пантин, А.Салмин, В.Согрин.

Исследователи, акцентирующие внимание на стабильности политической системы, зачастую отдают предпочтение структурному функционализму (Ш.Эйзенштадт). Среди российских ученых, успешно работающих в этом направлении, следует выделить А.Дахина, Ю.Красина, А.Иванченко, А.Любарева, Е.Ясина.

Современные трактовки демократии различаются подходами к изучению тех или иных ее свойств, процедур, ценностей, среды, в которой она реализуется. Наибольшее распространение получили процедурный подход (С.Хантингтон, А.Пшеворский, А.Турэн, Г.Эрмэ, Ф.Шмиттер), культурологический (Б.Бади), нормативный (Р.Дарендорф) и эмпирически-описательный (Б.Гуггенбергер).

Политические исследователи при изучении демократии делают акцент либо на демократических институтах (Дж.Сартори, Х.Линц, А.Степан), либо на демократических практиках (М.Паренти, В.Сергеев), которые рассматриваются в качестве способа ограничения власти. Акцент в демократии на народовластии достаточно распространен в исследованиях Э.Хейвуда, М.Мэнделбаума. Различные модели демократии описывали Р.Даль, Л.Даймонд, А.Лиджфарт, О`Доннелл.

0 Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published.

91 − = 87